«Вперед», июнь 2009 г. «Полеты во сне и наяву» —
об организации заседания круглого стола по вопросу создания и развития транспортной инфраструктуры между Ростовом и Батайском (журналистская статья)

Лето. Жара. Пробки на дорогах… Изматывающее долгое продвижение из Батайска в Ростов и обратно, к сожалению, знакомо всем, кто учится или работает в донской столице. Да и в самом Ростове автомобильные заторы стали привычным атрибутом городских улиц. Как решить транспортную проблему, дать пассажирам и водителям возможность прокатиться «с ветерком»? Обсуждению этого важнейшего вопроса было посвящено заседание круглого стола, организованное ООО ПАМ «Олива» 11 июня в помещении центра развития бизнеса и инновационных технологий.

Полёты во сне и наяву.

В дискуссии участвовали архитекторы и руководители строительных организаций Батайска и Ростова-на Дону, вел заседание генеральный директор ООО «Олива, депутат батайской городской Думы Александр ЧАMУХА. Он призвал участников круглого стола
постараться найти решение транспортной проблемы, сделать зону Ростовской агломерации привлекательной для развития бизнеса. Сейчас налицо тенденция к росту донской столицы и ее городов-спутников, промышленные предприятия переносятся из черты города в пригородные промзоны. Эти перемены невозможны без развития транспортной инфраструктуры.

Еще лет десять назад поднимался вопрос о строительстве в Ростове-на-Дону подземного метро. Этот дорогостоящий проект тогда не был претворен в жизнь, но его преимущества были очевидны городским властям, и о проекте не забыли. Сейчас победитель тендера — московское предприятие «Метрогипротранс» занимается проектированием линий подземного метро для ростовчан. Но даже если метро будет построено в Ростове, это не облегчит связи с городами- спутниками Батайском, Акcаем, Новочеркасском.

В обсуждении вариантов сообщения между городами нельзя уйти от проблемы переправы через Дон. Новый мост в створе Сиверса строится довольно быстрыми темпами, но, по мнению Алексея БИРЮЧИНСКОГО — директора ООО «Ростовстройкомплекс», его существование не сможет кардинально решить проблему связи Ростова с левобережьем.

— Строительство одного моста не поможет существенно разгрузить подъездные пути к Ростову, — считает Алексей Николаевич. — Необходимо гораздо больше мостов через Дон. А дать средства на строительство дорог и мостов поможет создание сети автомагистралей без ограничения скорости на платной основе. Наши любители-гонщики — таких найдется множество — готовы платить за скоростную езду, и эти деньги можно направить на увеличение количества дорог общего пользования.

Вообще, подход к этой проблеме должен быть ориентирован не на разгрузку какого-то одного направления, а на формирование транспортной сети в целом. Стандартные решения для нашего региона не подходят, у нас разнообразный рельеф, специфическая архитектура городов. Здесь надо комбинировать разные виды транспорта: и автомобили, и трамвай, надземное и подземное метро: гибкость и полет инженерной мысли помогут найти оптимальное решение.

Директор архитектурно-планировочного бюро Вячеслав БУБЛИКОВ заметил, что в каждом муниципальном образовании, будь то Батайск, Ростов-на-Дону или Новочеркасск разработаны и приняты генеральные планы развития города и его инфраструктуры, в том числе и транспортных сетей. Но вот единого плана, который учитывал бы развитие и связь между всеми населенными пунктами в пределах Ростовской агломерации, пока не существует. Надо объединить генпланы городов единой транспортной сетью, чтобы не только удовлетворить существующие потребности в перевозках, но и заранее обеспечить возможности для будущего строительства .

Выступление генерального директора ООО ИКЦ «Мысль»,профессора НГТУ Анатолия КОРОТКОГО открыло присутствующим неожиданный вариант транспортного сообщения -канатное метро. Рассказ Анатолия Аркадьевича иллюстрировали слайды с видами подвесных дорог из разных уголков и мира. Города Испании, Турции, Америки, Румынии, Германии, наши соседи- Сочи , Геленджик — уже опробовали этот новый вид общественного транспорта и убедились в его эффективности.

Плюсов у него много: экологически чистый электрический транспорт с низким уровнем шума. Канатное метро не наносит вреда воздуху, которым мы дышим, и не зависит от пробок на дорогах. Для его создания не требуется много места и времени: в зависимости от количества станций строительство метро протяженностью 20 километров займет 3-5 лет. В качестве подвижного состава используются комфортабельные 32-местные кабины, подвешенные на трех стальных канатах. Их количество варьируется от загруженности метро в течение суток и времени года. В каждом направлении трассы дублируются по двум полосам движения. Бесспорным преимуществом канатного метро является самый высокий уровень безопасности для пассажиров среди всех видов городского транспорта. Кроме того, расположение линий на высоте 5 метров над автодорогой позволяет пассажирам в пути любоваться пейзажем за окном и дышать чистым воздухом.

Как вы наверняка догадались, главным и, пожалуй, единственным недостатком этого транспорта является высокая стоимость строительства — 50 миллионов за 1 километр трассы. Хотя, если сравнить эту сумму с ежегодными затратами на ремонт дорог, неисчислимыми последствиями от потраченного на стояние в пробках времени, здоровья… Такое элегантное решение вопроса пассажирских перевозок между Батайском и Ростовом показалось участникам круглого стола самым лучшим. В открытом обращении к органам исполнительной власти Ростовской области предложено строительство линий канатного метро между Ростовом и городами-спутниками, автомобильных развязок и двухуровневых автодорог, а также сети платных дорог, как источника средств для строительства дополнительных путей сообщения. Идеи, бесспорно, отличные. Остается надеяться, что их реализация — дело не туманного, а близкого будущего.